Вместо небольшого предисловия: приезжает как-то к нам девушка, так мол и так - приходится двумя руками передачи втыкать, просто мучение какое-то, спасайте! Делаем диагностику - сцепление умерло, дело житейское! Залезаем в историю по заказ-нарядам и волосы встают дыбом - на этом автомобиле сцепление уже менялось дважды - 8 тысяч км. тому назад и примерно 18 тысяч тому назад. Это при том, что рекорд “долгожителя” по опыту “Мир Матизов” - 120 000 км пробега на родном сцеплении, и автомобиль своим ходом на подъемник заехал, был такой случай!

Сняли коробку, посмотрели - диск сцепления изношен, корзина “съедена” выжимным подшипником, а сам подшипник бешено люфтит и гремит, как детская погремушка.

Причину поняли только когда поставили новый комплект сцепления и покатались немного с хозяйкой - левая нога постоянно на педали сцепления, а ускорение автомобиля регулируется не подачей газа, а отпусканием сцепления при весьма высоких оборотах двигателя. На вопрос “Зачем?” был дан честный и прямой ответ “Иначе страшно!!!”  Всей дежурной сменой по СТО полчаса плакали, обнявшись...

 

В этом большом “двухсерийном” материале я расскажу про сцепление Дэу Матиз и раскрою некоторые тонкости, которые полезно будет знать моим подписчикам с точки зрения владельца и клиента СТО. Часть первая расскажет как устроено сцепление Matiz и как его необходимо эксплуатировать. Вторая часть будет посвящена тому, какие неисправности сцепления Матиз вообще возможны, и на что стоит обратить внимание при ремонте. Большая часть статьи относится к любым автомобилям, и будет полезна всем без исключения владельцам “механики”. Я постараюсь даже самые сложные вещи объяснить простыми словами, устраивайтесь поудобнее, буков будет много…   

Сцепление Матиз: часть первая

Устройство и виды сцепления Матиз

Задача сцепления очень проста - передавать (или не передавать) вращение от коленвала на коробку передач, а вернее - на первичный вал МКПП.

Конструктивно комплект сцепления состоит из трех главных элементов:

  • нажимной диск сцепления (он же - “корзина”)
  • ведомый диск сцепления
  • выжимной подшипник

По годам эти элементы никак не отличаются, и совместимы с КПП Daewoo Matiz  любого года выпуска, а вот по объему двигателя сцепление  Матиз 0.8 и Матиз 1.0 разные.  К слову, сцепление Матиз 1.0 также полностью совместимо и подходит на Chevrolet Aveo 1.2 MPI.

Работает сцепление Матиз (да и большинства автомобилей) довольно просто - корзина смонтирована на маховик и плотно прижимает к нему ведомый диск. В этом состояние вращение передается на первичный вал, а если включена какая-либо передача помимо “нейтрали” - то и на вторичный вал, а через него на приводы колес и сами колеса.

Однако стоит водителю нажать на педаль - выжимной подшипник сдвигается на первичном валу и нажимает на лепестки корзины. Корзина перестает прижимать ведомый диск и просто вращается вместе с маховиком, а ведомый диск остается на месте. В таком варианте какая бы не была включена передача - вращение никуда не передается и автомобиль стоит на месте. Когда же вы трогаетесь с места и плавно (ну, или не очень) отпускаете педаль - корзина снова прижимает диск и автомобиль начинает движение. Передается же усилие на выжимной подшипник через трос сцепления, рычаг сцепления и вал механизма сцепления (его еще называют “вилка сцепления”).   

Желающим все видеть наглядно - вот подробная анимация по принципу работы (на английском, не про сцепление Матиз, но общий принцип ясен):

 

Если говорить применительно к Дэу Матиз - то ходит сцепление по нашей практике порядка 70-80 тысяч независимо от объема двигателя, и этот срок напрямую зависит от правильного или неправильного использования, ну и производителя сцепления само-собой.

В оригинальной поставке GM поставляется сцепление Valeo, этот же бренд идет на сборочный конвейер UzDaewoo. Из качественных комплектов могу выделить LuK и Sachs, из “середнячков” очень неплохо показывает себя KraftTechименно это сцепление ставят на СТО Мир Матизов. А вот конвеерный поставщик Valeo и его то-ли “дочка”, то-ли “внучка” Valeo PHC мне лично доверия не внушает - при неплохом уровне исполнения корзин и дисков, выжимные подшипники несколько раз рассыпались через пару тысяч пробега.

Десятки неизвестных брендов из Китая и многочисленных упаковщиков даже перечислять не буду, брать такое сцепление - или играть в лотерею, или выкидывать деньги на ветер. Повторное снятие-установка коробки даже у гаражного мастера обойдется в сумму, значительно превышающую экономию на хорошем комплекте сцепления.    

Наконец, пара слов о сроках эксплуатации. Рекорд я уже описывал - 120 000 пробега на одном комплекте сцепления, “антирекорд” принадлежит барышне из предисловия к этой публикации -  меньше 10 000 км., причем два раза подряд. У аккуратных водителей замена сцепления Матиз необходима на 70-90 тысячах, развозчики пиццы “убивают” его на 30-40 тысячах. Почему - расскажу в следующем разделе, который называется…   

Сцепление Дэу Матиз: как использовать? Вернее - как не использовать…

Вот характерные ошибки и технические нарушения, которые допускают многие водители:

      1. Резкий старт. Любишь сорваться с места с пробуксовкой, бросить автомобиль в управляемый занос с дымом из-под колес? Пытаешься дрифтовать на переднем приводе? Купи поп-корн и DVD с кинолентой “Форсаж” (бери любую часть, никакой разницы), а Матиз оставь в покое. Это примерно как на пони устраивать конкур и бешенные скачки с препятствиями - теоретически возможно, но выглядеть будешь полным идиотом.  А с технической частью все просто - быстрый износ фрикционного материала на диске, перегрев и “подгорание” сцепления, высокие нагрузки на лепестки корзины и выжимной подшипник. Срок службы сцепления стремительно сокращается - за все нужно платить. Риск разрушения диска и оторвавшихся фрикционов также присутствует.
      2. Неполное отпускание сцепления и слишком частое выключение. Обратная картина, многие начинающие водители усердно  держат ногу на педали сцепления, и чуть что - выжимают его при малейшем маневре. Либо слишком плавно трогаются, из-за чего диски вращаются под большой нагрузкой, но долгое время не входят в зацепление. Ну, либо держат педаль нажатой на треть или половину - как героиня из предисловия. Последствия те же: перегрев, быстрый износ, потеря качеств фрикционного материала.
      3. Неправильная регулировка сцепления или вытянувшийся от нагрузок трос. Вместо положенных 140 мм свободного хода у кого-то педаль берет в самом низу, а передачи включаются с трудом, ибо диски расходятся не полностью (про такое говорят “сцепление ведет”), либо педаль задрана под самую приборную панель, и тогда выжимной подшипник вгоняется в лепестки корзины с огромным усилием, вырабатывает корзину и сам стремительно изнашивается, вплоть до разрушения и превращения всего механизма в винегрет из стальных шариков, стружки и остатков фрикционных накладок. Вот вам фотография такого безобразия,
        и ссылка на ролик о том, к чему приводит неправильная регулировка:
           
      4. Запущенный износ/коррозия/загрязнение троса сцепления, тугой ход троса в рубашке. Педаль нажимается туго, сцепление включается плохо, передачи включаются с трудом. Ну казалось бы - приедь на станцию, заменят трос за полчаса и все в порядке… Но зачастую ездят до упора - либо до обрыва троса (ерунда, незначительные затраты в 2000-3000 рублей на эвакуатор плюс сам ремонт и новый трос), а хуже - если до разрушения кронштейна педали сцепления, когда ось педали попросту отламывается, и педаль безвольно повисает. Хлопотный и дорогой ремонт, поверьте на слово.   
      5. Использование выработанного сцепления. У сцепления есть естественный срок службы, я писал о нем выше. И вот когда сцепление уже почти не работает, автомобиль набирает обороты, но едет еле-еле, остатки фрикционов попросту не могут обеспечить надежного зацепления дисков а выжимной воет и готов развалиться - на сцене появляется земноводное, которое холодными лапками хватает автолюбителя за горло. Да, да - самая банальная жаба. И передвижение начинает походить на бородатый анекдот - “Котик, миленький, ну еще хоть капельку!!!” Даже с такими проблемами автомобиль еще хоть какое-то время может передвигаться - ездой это уже не назвать. НО! Работа такого сцепления скорее всего перегреет маховик, и на нем появятся трещины - он попросту выйдет из строя. Перегреется или вовсе рассыпется от вибраций “убитого” выжимного и подшипник первичного вала, а вилка сцепления получит повреждения, задиры и станет непригодной. Цена ремонта значительно вырастет.  

 

Итак, с общим устройством и правилами использования сцепления вроде бы разобрались. Во второй части я расскажу об особенностях замены сцепления на Дэу Матиз, сделаю обзор типовых ошибок, которые могут допустить в автосервисе при этой увлекательной операции и поделюсь, как проконтролировать качество работ по замене сцепления.

Не пропустите! Анонс будет в рассылке Мир Матизов и нашей группе ВКонтакте, а некоторые ролики про сцепление можно увидеть на моем авторском канале в YouTube - присоединяйтесь.

 

тест

Довольно часто в нашу редакцию приходят вопросы про привод Матиз и входящие в него элементы.

Привод Матиз в сбореДороги нашей страны далеки от совершенства, потому регулярно читаем мы строчки вроде “Завыл внутренний шрус Матиз, что делать?”, “Рассыпался правый привод Матиз 0.8, как собрать обратно (к сожалению, нашли не все части...)?” или “Как впихнуть шрус Matiz 0.8 с механической коробкой в Matiz-автомат?”, “Какая нужна граната на Матиз?”.

Окончательно разорвал все шаблоны нашего сознания такой вопрос: “Недавно появились небольшие вибрации и гул на скорости выше 160 км/ч - в чем может быть проблема?”.

Кроме того, у заказчиков происходит постоянная путаница с внутренними и внешними шрусами - такова уж особенность это интересного узла. Итак, сегодня предлагаем обсудить колесный привод Матиз и его составляющих, их классификацию, привычки и повадки, особенности выбора и ремонта.

Привод передних колес Матиз: общее устройство и назначение.

Приводы передних колес предназначаются для передачи вращения от шестерен КПП к ведущим колесам (они же передние, они же поворотные). Задача привода состоит в том, чтобы независимо от положения подвески и угла поворота колеса передавать на него постоянный крутящий момент.

Для решения этой непростой задачи каждый привод Матиз содержит два шарнира равных угловых скоростей (сокращенно - ШРУС), соединенных валом привода и защищенных от внешней среды прочными и герметичными пыльниками.

Принцип работы ШРУС

Карданная передачаЭтот довольно большой раздел я включил специально для любознательных, сугубые рационалисты могут его пропустить. А вот пытливые умы приглашаю в увлекательное путешествие по теории и принципам работы шарниров равных угловых скоростей. Нас ждут карданы и триподы, молибденовые сплавы и сепараторы... Разве это не здорово? Итак, я начинаю...

Давным-давно, когда автомобили были заднеприводными, ШРУС был попросту не нужен. Ведущие колеса не было необходимости поворачивать, они всегда работали в одной оси вращения, а перемещения подвески компенсировались карданной передачей. Еще в 16 веке Джераломо Кардано описал работу такой конструкции - вращение передается между валами, соединенными крестовиной и способными перемещаться относительно оси вращения другого вала на определенный угол.

Надеюсь, пока не сильно занудно?

Двойной карданОбщую идею смотрите на картинке, а я лишь добавлю, что у данной конструкции есть ряд недостатков, делающих невозможным ее использование в автомобилях с передним приводом. Это малый угол отклонения (не более 10-12 градусов), большие потери мощности, высокая нагрузка на шарниры и связанный с этим недолгий срок службы. Главным же недостатком карданной передачи стала неравномерность передаваемого вращения не больших углах.

Очевидным решением стала попытка совместить два кардана в одной конструкции - так появился спаренный или двойной кардан. Хотя углы поворота такого соединения существенно возросли, от принципиальных недостатков это не избавило. Но кардан успешно используется до сих пор - в том числе и на Вашем Matiz! Рулевой вал нашего любимого автомобиля представляет собой ничто иное как карданное соединение. Однако, я отвлекся...

Для устранения описанных проблем кардана и был изобретен ШРУС в том виде, в каком он используется сейчас, в том числе и ШРУС Matiz. Принципиальным отличием его от кардана стало распределение нагрузки при изгибе за счет шариков или роликов, катающихся по направляющим в соответствующих частях шарнира.

Первые подобные конструкции были крайне ненадежны и служили недолго - на металле шарнира даже в среде обильной смазки появлялись задиры, канавки протачивались и разбивались элементами качения. Окончательно впустило ШРУСы в нашу жизнь открытие смазочных свойств дисульфида молибдена, которые сделали шарнир долговечным и прочным.

Шрус Такой ШРУС оказался крайне удачным изобретением, посудите сами: углы поворота колес до 75 (!) градусов, высокая равномерность вращения, долгий срок службы, относительная простота изготовления и дешевизна - вот только краткий перечень его достоинств! Справедливости ради замечу, что и у ШРУС имеется и принципиальный недостаток - его конструкция не терпит грязи и пыли, попадание посторонних частиц быстро выводит его элементы из строя. А работать шарниру приходится в нескольких сантиметрах от дорожной грязи! Именно поэтому ШРУС закрывают прочным пыльником, внутрь набивают долговечную смазку, а сам пыльник накрепко затягивают хомутами.

Повреждение пыльника - одна из основных причин выхода ШРУСа из строя. Для решения отдельных инженерных задач были сконструированы некоторые разновидности шарниров, например таких как используемый в Матиз ШРУС на основе трипоида - при конструкции, похожей на обычный шариковый ШРУС он позволяет не только передавать вращение, но и допускает смещение оси в продольном направлении.

ШРУС Матиз: давайте познакомимся.

Если рассмотреть предыдущий раздел применительно к Daewoo Matiz, можно узнать что на его борту есть целых четыре ШРУСа - два внешних и два внутренних, попарно объединенных в приводы:

Привод Матиз

Привод (полуось) в сборе

Приводы в сборе поставляются в оригинальной поставке, вот их особенности:

Левый привод Матиз 0.8 МКПП - 96257885 (альтернативный код - 96568772)

Короче правого, может быть использован только в автомобилях с механической КПП, не оснащенных системой АБС.

Правый привод Matiz 0.8 МКПП - 96508076 (без АБС) 

Правый привод Matiz 0.8 МКПП (с АБС) - 96298502

Из-за несимметричной компоновки силового агрегата правый привод длиннее левого, для предотвращения динамических колебаний и изгиба вала на нем размещен динамический демпфер. Используемые ШРУСы на левом и на правом приводах аналогичны.

Левый привод Matiz 1.0 МКПП - 96287811

Правый привод Матиз 1.0 МКПП - 96287812

Выполненные специально под “литровую” коробку без АБС, данные приводы отличаются от аналогичный приводов Матиз 0.8 лишь конструкцией полуосевого вала, у Matiz 1.0 MPI он немного короче. Сами шарниры универсальны и взаимозаменяемы.

Правый привод Матиз 1.0 МКПП с АБС имеет номер 96287814.

Левый привод Матиз 0.8 АКПП - 96562185

Правый привод Матиз 0.8 АКПП - 96562168

Вот с автоматами ситуация немного другая. Приводы на Matiz с АКПП короче чем на МКПП, но не за счет более короткого вала, а за счет иной конструкции внутреннего ШРУСа. Автоматическая КПП имеет другие посадочные диаметры дифференциала, радиус полуосевых сальников также отличается по размеру от МКПП. Привод на Матиз - автомат в сборе крайне редкая штука, даже на складах запчастей федерального уровня их обычно нет в наличии, хотя доставка под заказ труда обычно не представляет. Исходя из срочности ремонта чаще имеет смысл либо замена только внутреннего ШРУС, либо сборка привода из отдельных элементов - их достать проще. Надеюсь, насчет приводов в сборе все понтяно?

Тогда давайте вместе разберемся с их отдельными элементами.

ШРУС наружный

Наружный ШРУС МатизРасполагается у колеса, состоит из обоймы, корпуса, сепаратора и шести стальных шариков, в народе называется “граната на Матиз” - из-за характерной формы. Представляет собой классический шариковый ШРУС, в автомобилях с АБС содержит зубчатое кольцо, с которого соответствующий датчик считывает скорость вращения колеса. Шрус наружный Матиз хвостовиком входит в ступицу колеса, и фиксируется ступичной гайкой, ободок которой запрессовывается в проточку хвостовика.

Другая сторона ШРУС закреплена на соединительном валу, а вся конструкция шарнира закрывается пыльником - от полуосевого вала до хвостовика.

Вот коды наружного ШРУС по каталогу:

ШРУС Матиз наружный без АБС - 96564143 (альтернативные коды - 96273570 и 512394)

ШРУС Матиз наружный с АБС - 96564144 (альтернативный код 93741015)

С АБС, без АБС??? Давайте разбираться...

Анти-блокировочная система устанавливается на некоторую часть Daewoo Matiz, и требует особого исполнения некоторых элементов ходовой части. В отдельной статье мы подробно разберем принципиальные отличия автомобилей с АБС и без, а применительно к теме статьи могу отметить, что для работы АБС необходим наружный ШРУС с зубчатым кольцом, и это единственное его отличие.

К слову - данное кольцо может быть легко снято с шарнира, и легким движением руки (правда, с молотком) он превращается в самый обычный ШРУС Матиз без АБС.

На этой фотографии Вы можете увидеть разницу (слева - ШРУС Матиз с АБС, справа - без АБС):

Шрус Матиз с АБС и без АБС

Проще говоря - ШРУС с АБС можно легко превратить в ШРУС без АБС. Наоборот, к сожалению, не получится.

Внутренний ШРУС Матиз

Входит хвостовиком непосредственно в коробку передач, выполнен по типу “трипод”, допускает как изгиб соединения, так и продольное перемещение вала на расстояние около 50 мм. - этим компенсируется изменение длины привода при повороте колес. Достигается эта универсальность следующей конструкцией - в рубашке шарнира выполнены три паза, по которым передвигается на роликах ключевой элемент шарнира - трехшиповик.

Трипоид МатизИменно этот крошечный элемент принимает на себя всю нагрузку шарнира и толкает вперед всю массу автомобиля - подумайте об этом, когда в следующий раз с пробуксовкой будете рвать с перекрестка! :-)

Сам трехшиповик зафиксирован на полуосевом валу стопорным кольцом, а все элементы шарнира закрыты пыльником, содержащим смазку, рассчитанную на весь срок службы шарнира.

Хвостовик шарнира входит шлицами в шестерню дифференциала КПП, а их соединение герметизировано сальником. Как уже говорилось выше, для Матиз с АКПП нужен отдельный ШРУС, конструкция его отличается от ШРУС МАтиз с МКПП.

Вот коды внутреннего ШРУС по каталогу:

ШРУС Матиз внутренний МКПП - 96567442 (альтернативный код 512229)

ШРУС Матиз внутренний АКПП - 96564146 (альтернативный код 512594)

Пыльники ШРУСов

Пыльник шрус МатизПыльники защищают тонкую душевную организацию шарниров от пыле-грязи, битумо-гравия, и щебне-песка, заменяющих в нашей стране большую часть дорог. Нужно ли говорить, что к рабочим качествам пыльников предъявляются очень серьезные требования? Выполненные из прочной маслостойкой технической резины, они способны сохранять свою герметичность очень долго, и повреждаются обычно сугубо механическим воздействием - наездами на препятствия или инструментами при неаккуратном обслуживании.

Коды пыльников по каталогу:

Пыльник наружного ШРУСа - 96273573 (альтернативные коды: 96564145 и 511763)

Пыльник внутреннего ШРУСа - 96273574 (альтернативный код - 510126)

ВНИМАНИЕ! Хотя пыльники и очень схожи по внешнему виду - они не взаимозаменяемы!

Пыльник внутреннего шрус имеет по внутренней окружности соответствующие приливы, которые повторяют форму корпуса шарнира:

  Пыльник внутреннего ШРУС Матиз

Валы приводов

Служат для соединения шарниров, фиксируются в ШРУСах стопорными кольцами. Одинаковы для АКПП и МКПП, а для Matiz Best 1.0 MPI являются отдельной позицией, вот их номера:

Вал полуосевой левый Матиз 0.8 - 511009

Вал полуосевой правый Матиз 0.8 - 511010

Вал полуосевой левый Матиз 1.0 - 511009-1

Вал полуосевой правый Матиз 1.0 - 511010-1

Хочу заметить, что полуосевые валы в отдельности встречаются достаточно редко - в основном меняются в составе привода в сборе.

Сальники: полуосевые и ступичные

В месте, где хвостовик внутреннего шарнира входит в КПП, находится полуосевой сальник.

Его задача - герметизировать это соединение и не допускать утечек трансмиссионного масла из коробки переключения передач. Износ полуосевого сальника и вызванная этим течь масла весьма частая причина выхода уз строя коробки передач, так что если уж занимаетесь заменой ШРУС или меняете привод на Матиз в сборе - советуем заменить сразу и сальники.

Левый и правый сальники отличаются между собой по размеру - сальник левого привода больше по наружному диаметру.

Номера полуосевых сальников по каталогу:

Сальник полуосевой правый Матиз 0.8/1.0 МКПП - 94580313 (альтернативный код - 27431-73B21)

Сальник полуосевой левый Матиз 0.8/1.0 МКПП - 94535473 (альтернативный код 09283-35038-000)

Поскольку внутренние ШРУС на автоматическую коробку отличаются от ШРУСов МКПП, сальники также имеют свой размер и номер по каталогу:

Сальник полуосевой Матиз с АКПП правый - 96567756 (альтернативный код - 96980163)

Сальник полуосевой Матиз с АКПП левый - 96567757

Ступичный сальник Матиз

Также необходимо отметить что сальники на Матиз-автомат значительно дороже сальников на МКПП - вызвано это тем, что они производятся малыми партиями по заказам Daewoo в далекой Японии, и в силу специфики АКПП ним предъявляются намного более высокие технологические требования.

Со ступичными сальниками все проще - одна-единственная позиция подходит абсолютно на любой Матиз. Задачей ступичного сальника является герметизация соединения между наружным ШРУС и ступичным подшипником и сохранение смазки в подшипнике. На фото - внутренний сальник передней ступицы Матиз, запрессованный в поворотный кулак. 

Сальник переднего ступичного подшипника внутренний - 96316761  

Привод Матиз: практические рекомендации по эксплуатации и ремонту.

Никакого особого ухода ШРУСы и приводы в процессе эксплуатации не требуют, но соблюдение нескольких простых правил позволят существенно продлить жизнь приводов и этим сэкономить немалые деньги.

1. При всяком удобном случае осматривайте пыльники ШРУС на предмет повреждений и протечек смазки, и при наличии таковых немедленно меняйте пыльник! Поверьте, ШРУС с поврежденным пыльником живет очень недолго - а намного проще и дешевле заменить пыльник за 500 рублей чем ШРУС за 5000 руб. Пыльники встречаются и в неоригинальном исполнении, но экономить на такой важной вещи не рекомендую.

2. Избегайте больших нагрузок на приводы, особенно на больших углах поворота колес. Это камушек в огород стритрейсеров, любителей поотжигать резину, покрутиться “на пятачке” с пробуксовкой и так далее. Подобные маневры “убивают” ШРУС намного быстрее чем нормальная езда с плавным ускорением и торможением. То же относится и к проезду неровностей - гонки по пересеченной местности, грунтовкам и железнодорожным переездам здоровья приводам не добавляют.

3. В случае ремонта заменяйте ШРУС в сборе, а не отдельные его элементы. Например, часто при выходе из строя трехшиповика на внутреннем ШРУС некоторые несознательные (или просто ленивые) мастера меняют только трехшиповик, а корпус шарнира в лучшем случае очищают от смазки и частиц рассыпавшегося трипоида, и даже не извлекая из КПП собирают с трипоидом из комплекта нового ШРУС. Такая несложная операция позволяем им избежать необходимости сливать масло из КПП, но сказывается на долговечности “обновленного” ШРУС. Все элементы шарнира тщательно подгоняются друг к другу, изнашиваются равномерно, и требуют одновременной замены. Потому очень простое правило - ШРУС меняется только в целиком.

4. Обращайте внимание на посторонние звуки и вибрации. Стук при троганьи с места, щелчки и скрежет при повороте колес, вибрация - все это симптомы скорой замены ШРУС.

5. При замене вышедшего из строя ШРУС одновременно советуем заменить и ступичный подшипник. Логика очень проста: когда шарнир или привод Матиз потихоньку выходят из строя это проявляется в сильной вибрации как в продольной, так и в поперечной оси. Эти вибрации разбивают обойму ступичного подшипника и повреждают его элементы. И если ездить с такими вибрациями определенное время, подшипник гарантированно повреждается, так или иначе его придется все равно менять - не сейчас, так через пару месяцев.

6. Из предыдущего совета следует простое правило - не запускайте “болячки” приводов Вашего Matiz. С поврежденным шрусом автомобиль способен ездить довольно долго, а ленивый владелец зачастую готов мириться с вибрациями и диким гулом. И если откладывать посещение СТО и ждать пока привод наконец-то оборвется, можно “попасть” на очень серьезный и дорогостоящий ремонт. Про вопросы безопасности передвижения на подобном автомобиле умолчу вовсе.

Вот какие последствия способна вызвать эксплуатация автомобиля с неисправным ШРУС, доведенная до критической точки:

- выход из строя ступичного подшипника

- выход из строя второго ШРУСа в приводе и/или полуосевого вала, необходимость замены привода в сборе вместо одного шарнира.

- разбитый поворотный кулак и/или ступица

- изношенная амортизационная стойка.

Наконец, что намного хуже всего перечисленного:

- выход из строя шестерен дифференциала, долгая и дорогостоящая переборка КПП.

Здесь, как с любой болезнью - профилактика обойдется значительно дешевле.

Если же оценивать приводы и шарниры Daewoo Matiz в сравнении с другими автомобилями - заверяю, что ШРУС Матиз очень долговечная и надежная конструкция, ничем не уступающая по качеству изготовления даже самым серьезным авто-концернам.

Все обращения в “Мир Матизов”, связанные с заменой ШРУСов или приводов имеют в своей основе четкие причины - либо выход из строя пыльника и связанное с этим загрязнение шарнира, либо неаккуратное вождение.

При нормальной эксплуатации приводы Daewoo Matiz выхаживают по 120-150 тыс. км и более.

Масло для Дэу Матиз: введение.

масло Daewoo

Нас часто спрашивают - какое масло заливать в Матиз?

Вроде бы машинка простая и масло для нее надо обычное... Но только вот какое конкретно? Синтетика или полусинетика, какая вязкость, какой производитель лучше, что лучше на зиму или на лето? А ведь далеко не любое масло подойдет к Матизу. Как видите, не так все и просто.

Но Вам повезло, Вы нашли сайт “Мир Матизов” и мы поможем Вам легко и быстро во всем этом разобраться, не загружая лишней информацией.

У кого спросить?

Масло Матиз

Итак, вам пришла в голову идея поменять масло в сердце машины. Это радует! Правда! К сожалению, бывают владельцы, которые такими “мелочами” не заморачиваются, и мы желаем им удачной капиталки!

Наверняка у Вас в голове сразу появилась куча вопросов: какое масло лить в Матиз, надо ли промывать, правда ли пора его заменить и т.п. Где это все узнать? У знакомых, родственников, всезнающего соседа по гаражу? Или копать интернет? Это весьма ненадежные источники, как показывает опыт. Есть надежнее.

Это, в первую очередь, рекомендации производителя, официальные каталоги применения моторных масел. Причины и принципы, по которым определяется применяемость масел - тема отдельной большой статьи, а сейчас расскажем Вам только самое основное.

Рекомендации производителя.

Кто лучше всего может знать о том, что нужно Вашему автомобилю? Тот, кто его создал! Практически все расходные материалы описаны в руководстве по эксплуатации. Все моторные масла имеют свои спецификации и допуски, говоря проще - стандарты, параметры. Про моторное масло в руководстсве Матиза сказано: API: SJ; SAE: 5w30, 10w30, 10w40, 15w40. Это рекомендованные заводом параметры для моторного масла, ниже объясним что к чему.

Если Вы будете придерживаться рекомендаций производителя, никто Вас ни в чем не упрекнет... Это логично и правильно с одной стороны. Но есть такая интересная особенность: эти рекомендации были актуальны для первых Матизов в 90-е годы, а теперь уже появились более качественные масла, на которые стоило бы обратить внимание (если Вы любите свой автомобиль). Сейчас мы все объясним. Итак, окунемся в масляную ванну необходимой информации.

Классификация масел для Матиза.

Как правило масло бывает сертифицированно по нескольким международным классификациям. Вообще классификаций много и разбираться со всеми мы не будем. Возьмем три основных: SAE, API, ACEA и расскажем минимум, который необходимо знать для выбора масла.

SAE - классификация масел по вязкости, разработана Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE), подразделяет масла на классы по  способности оставаться на внутренних деталях мотора и при этом сохранять текучесть. Существует разделение на “зимние” и “летние” масла, но 90% масел для легковых автомобилей сейчас всесезонные, и для Матиза в том числе.

На этикетке выглядит это так: несколько чисел, разделенных буквой W и тире, например 5W-30.

Если не углубляться в дебри технической информации, понимать это следует так:

5W – низкотемпературная вязкость, которая означает, что масло должно загустеть при температуре -30°С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 35). Больше цифра перед W - гуще масло. Это минимальная температура данного автомасла, при которой система смазки двигателя сможет смазать все детали, не допустив их сухого трения. Ниже t - гуще масло, вплоть до невозможности завести двигатель (он не сможет проворачиваться с этим маслом). На работу прогретого двигателя этот параметр не влияет.

какое масло лить в МатизВ двух словах, если Вы с Матизом счастливо живете в регионе с зимней температурой до -15, -20 град. С, то подходят масла с вязкостью 5W, 10W, 15W. Если же морозы зимой бушуют от -20 град. С и ниже, то предпочтительнее остановить выбор на параметре 5W и одеваться зимой теплее.
Внимание! Это очень усредненный параметр! Как все будет именно в Вашем двигателе - точно не спрогнозировать, поэтому просто нужно соблюдать рекомендации производителя машины. Например, если у Вас уже подустали аккумулятор, стартер, то вероятность завестись при морозе выше на масле 5W-30, чем на 10W-40.

Намного сложнее второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (на примере 5W--30 - это 30). Объяснить его значение довольно сложно да и не нужно. Вобщем это комплексный показатель, описывающий вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Больше это число - выше вязкость масла при высоких температурах. На какую вязкость рассчитан двигатель именно в Вашей машине, скажет только производитель (см. руководство по эксплуатации).

И еще один важный момент. Если машинка уже в возрасте, пробег большой, двигатель устал и начал подъедать масло выше нормы, то рекомендуется переходить на более вязкие масла. Однако, ВНИМАНИЕ, каждый мотор индивидуален и подобные решения желательно принимать, посоветовавшись с мастером и объективно рассмотрев состояние двигателя и причины расхода масла (если они есть).

API (American Petroleum Institute)- Американский Нефтяной Институт.
Эту классификацию иногда называют классификацией по качеству масел. По ней все масла делятся на 2 группы: для бензиновых (буква S) и для дизельных двигателей (буква C). Для них определены классы качества, включающие определенные наборы свойств и качеств масел.

На этикетке класс моторного масла выглядит так: API SJ/CF (часто можно увидеть на одной канистре и бензиновое обозначение и дизельное. Ничего страшного, значит масло универсальное и на его свойствах для Матиза это никак негативно не скажется).
Автопроизводители постоянно выдвигают к моторным маслам все больше новых требований. Потому классы качества регулярно пополняются и предъявленные в них требования все более ужесточаются.
Классы по системе API для бензиновых двигателей на 2012 год:

Какое масло заливать в Матиз

 

1. Класс API SN 

Утвержден с октября 2010 года.

2. Класс API SM

Утвержден 30 ноября 2004 года.

3. Класс API SL

Для автомобилей после 2000 г.в.

4. Класс API SJ 

Для автомобилей после 1996 г.в.

Все более новые и, естественно, более совершенные классы масел могут быть использованы вместо предыдущих, если таковые рекомендованы производителем автомобиля. В руководстве мы видим, что производитель рекомендует API SJ.
Исходя из вышесказанного, смело делаем вывод, что масло в двигатель Матиз по классификации API должно иметь класс SJ или выше (что лучше!).

ACEA - Ассоциация европейских производителей автомобилей, образована в 1996 году.

масло в Дэу Матиз

Эта классификация является европейским аналогом американской API, но более полно характеризует области применения моторных масел и больше внимания обращает на их противоизносные свойства.

 

 

Последняя редакция классификации АСЕА введена с конца 2004 года, соглано ей разделение следующее:

  • класс А (масла для бензиновых двигателей) и класс В (масла для дизелей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов) объеденены в один класс А/В - универсальные масла. На 2012 год существуют классы: A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5.
  • класс С (масла, совместимые с катализаторами обезвреживания отработавших газов и сажевыми фильтрами) - для Матиза возможно использование класса C3. Существуют С1-04, С2-04, С3-04.
  • класса Е (масла для тяжелых грузовиков)

Новейшие масла класса A1/B1, A5/B5 и С1-04, С2-04 далеко не всегда могут применяться в двигателях более ранних годов выпуска.

Для Матиза наиболее оптимально подходят масла класса A3/B3, A3/B4 и С3. Это, как правило, масла средней цены и прекрасных свойств. Описание характеристик и назначение масел интересующих нас, Матизоводов, категорий приведено в таблице.

Обозначение класса

Описание

A3/B3-04

• Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств и/или для применения с увеличенными интервалами между сменами масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в особо тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел.

A3/B4-04

• Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива.

С3-04

• Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, увеличивают срок службы последних.

Теперь пора наконец дать конкретные, но общие рекомендации и перестать мучать мозг мышлением. Какие параметры масла для Матиз нужно знать:

SAE: 5w30, 10w30, 10w40, 15w40.
Сильнее мороз - ниже вязкость (в пределах допущенного диапазона!)
Выше расход масла - выше вязкость (в пределах допущенного диапазона!)

API: SJ, а лучше выше - SL, SM, SN.

ACEA:  A3/B3, A3/B4 и С3

Синтетическое и полусинтетическое масло.

синтетическое и полусинтетическое маслоМасла подразделяются на минеральные, полусинтетические и синтетические. Минеральные масла по всем своим показателям уступают другим видам. Поэтому советуем их лить только, если нет выбора: лучше с минералкой, чем с сухим двигателем.

Два других вида представлены в огромном числе - искать не придется. Общие рекомендации тут просты и понятны: по возможности старайтесь заливать синтетику, это так сказать “последняя ступень эволюции” масел, синтетические масла гарантируют наиболее высокую степень защиты, дольше сохраняют свойства. Особенно полезна синтетика будет новым двигателям. Но и цена, как правило у них самая высокая.

А вот в более “почтенных” агрегатах и для экономии, целесообразно будет применять полусинтетику. Она и дешевле, и обычно имеет большую вязкость, что часто помогает уменьшить расход масла (см. выше). 

Важно: будьте внимательны! Масла производства разных фирм зачастую обладают различным уровнем свойств. Так, полусинтетика одной компании может обладать более высокими показателями, чем даже синтетика другой. Поможет здесь изучение общественного мнения, о том, какая марка наиболее качественна сейчас, ну и, конечно, личный опыт.

Зимнее и летнее масло.

При выборе масла очень многих волнует вопрос о сезонности масел. С одной стороны, этот вопрос уже морально устарел, так как все обычные, так сказать “гражданские” масла, сейчас всесезонные. Исключения есть, но они крайне редки. Если не собрались покорять полюс на Матизе, тогда они Вам не нужны.

Однако, существуют и кое-какие нюансы. Как было отмечено, масла имеют разную вязкость. Чем выше вязкость масла (т.е. больше цифры 5w30, 10w40 и т.п.), тем быстрее масло густеет на морозе. Это значит, что на сильном морозе при запуске двигателя густое масло дольше доходит до деталей двигателя, и ваша любимая машинка дольше работает “на сухую”, бедняжка, что непременно сказывается на скорости...на скорости приближения капиталки. Что же делать?!  Правильно, в гармонии с природой подбирать вязкость, о чем уже было рассказано!

Масло Daewoo - что за зверь?

{product_snapshot:id=1238,showname=y,showimage=y,showprice=y,showdesc=n,}

Как и у большинства автопроизводителей, у Daewoo имеется свое, оригинальное моторное масло. Называется оно Daewoo Motor Oil, и выглядит вот так:

 

моторное масло Дэу

Оно бывает 2-х классов вязкости: 5W-30 и 10W-30. Синтетическое и полусинтетическое соответственно. Класс качества по API у них один - SJ. Как видите, эти масла полностью соответствуют рекомендуемым параметрам для Матиз, они относительно недороги и качественны. Производится это масло по заказу Daewoo одной из крупнейших в мире нефтеперерабатывающей компанией Total (Франция), что уже само по себе говорит о качестве продукта.

Пожалуй, использование этого масла является не затратным в плане финансов, нервов и времени, которые Вы можете потратить во время поисков “идеального” масла для Матиза. Учитывая также достойные показатели этого масла, положительный опыт его использования и полное соответствие требованиям Daewoo, возможно, не стоит забивать себе голову поисками другого масла, а использовать то, что точно подойдет.

Именитые и не очень производители.

Ну и наконец, вопрос, о котором никогда не утихнут споры на сервисах, форумах, в магазинах... Производитель масла. Выбор производителя - это уже скорее духовная сфера, нежели техническая. Их огромное множество: от известных каждому Mobil, Castrol, LIQUI MOLY, до менее раскрученных Suprema, Eneos, Motul. масла на МатизСкажем прямо, подходящие масла для Матиза есть у каждого производителя.

 {product_snapshot:id=1160,showname=y,showimage=y,showprice=y,showdesc=n,}

Если рассуждать о выборе среди них, можно выразить лишь одну философскую мысль. Раскрученные, известные масла стали такими не просто так, это действительно великолепные, качественные продукты, созданные по современным технологиям, успешно прошедшие самые серьезные испытания. Эти огромные корпорации дорожат репутацией, среди них жесткая конкуренция - они не могут делать хрень. Но, как правило, за все это приходится платить нам, эта продукция не нижней ценовой категории.

Однако, менее известные компании в большинстве своем производят масла ничем не хуже брендовых. Бывает, даже превосходят их по свойствам, качеству. Цена, как правило, у них пониже, а подделок меньше. Но их сложнее найти.

 

Осторожно! Паленка!

Если рассуждать вобщем, свойства разных масел бывают на разном уровне. Но они все гарантируют защиту, смазывание на приемлемом уровне. Совсем другое дело - подделки. Это очень часто “приговор” движку... Так что лучше будет любое масло, но “настоящее”, чем подделка, пусть даже очень хорошего продукта. Покупайте масла в проверенных местах, не ведитесь на низкие цены - “бесплатный сыр”, внимательно осматривайте упаковку.


Внимание: если Вы прочитали эту статью и захотели сразу броситься менять марки масел, вязкости и т.п. - подумайте и взвесьте все “за” и “против”. Помните: каждая смена марки, вязкости, класса масла - это потенциальная нагрузка на двигатель. О том как принять решение о смене масла - в другой статье.

Совет: записывайте все сервисные операции, проводимые с машиной (на специальных бирках, в сервисной книжке, в блокноте наконец!). Это экономит нервы, время и деньги Вам, работникам СТО и продлевает жизнь автомобилю!

Вывод прост до невозможности: какое масло лить в Матиз каждый владелец решает для себя сам. Если хотите ездить долго и счастливо - постарайтесь и выберите масло, наиболее подходящее Вам и Вашему любимому автомобилю.

 

Задняя полка на Матиз.

Идея этой статьи родилась из забавной истории, имевшей место в нашей работе:

Звонок в “Мир Матизов”.
Клиент (К): - Здравствуйте, нам нужна была задняя полка на Матиз, мы ее у вас купили - а она бракованная!
Мир Матизов (ММ) - ???!!!???!!!
К: - Она в Матиз не влезает!
ММ: - В смысле не влезает???!!! Оригинальная полка багажника? (звук отъезжающей крыши...)
К: - Она шире почти на сантиметр! Мы ее подпилить хотим!

По ходу дела выясняется, что заказчик установил облицовки задка (а они как раз и держат полку) прямо поверх обшивок задних подкрыльников - разумеется, посадочное место оказалось узким, и полка попросту не могла быть установлена. Силами нашего коллектива новенькая полка была спасена от акта вандализма и водворена на место, но, как говорили в какой то старой байке - “осадочек остался”:-)

Тема моего сегодняшнего рассказа - полка багажника Матиз, ее назначение и установка своими силами.

Задняя полка на МатизЭтот весьма полезный в хозяйстве предмет изначально устанавливается далеко не на все Daewoo Matiz Полка изначально имеется в комплектациях (SE) MX и BEST, а ни S ни Low Cost ей похвастаться не могут. В эти комплектации полку очень просто установить - конструкция кузова одинакова.

Многие пытливые читатели могут поинтересоваться - чем же так полезна полка багажника владельцу Дэу Матиз, и для чего ее вообще стоит устанавливать?

Багажная полка МатизВо-первых, она крайне полезна для установки аудиосистемы с задними динамиками. Цельная акустическая полка на Матиз (где динамики были бы врезаны в саму полку) в природе не существует, а вот кронштейны полки багажника (облицовки задка) выполняют роль упоров для полки и кронштейнов для задних динамиков.

Во-вторых, полка закрывает содержимое багажника от различного рода жуликов, чем сохраняет имущество и нервы хозяина.

В-третьих, задняя полка имеет неплохие звукоизолирующие свойства и снижает уровень шума в салоне.

Наконец, в четвертых - полка дополняет салон автомобиля дополнительной площадью для размещения любимых подушек, мягких игрушек, детских принадлежностей, различных девайсов в дальней дороге и т.п. Размеры задней полки Матиз составляют 98х33 см, а этого вполне достаточно чтобы хранить под рукой многие необходимые мелочи.

Такое собрание полезных качеств делает заднюю полку весьма востребованной, а несложная установка позволяет смонтировать ее самостоятельно.

Задняя полка на Матиз: установка своими руками.

Итак, нам понадобятся:

Собственно полка багажника Дэу Матиз (оригинальный номер 96563324) - 1 штука.

Облицовка задка левая (оригинальный номер 96566391) - 1 шт.

Облицовка задка правая (оригинальный номер 96566392) - 1 шт.

Саморез (оригинальный номер 94520333) - 3 шт.

Клипса крепления (гайка-саморез) облицовки (оригинальный номер 94515248) - 3 шт.

Кнопка крепления тросика (96320520) - 2 шт.

Примечание отдела продаж. Хотим заметить, что после трудностей, возникавших у наших клиентов с заказом монтажных деталей, мы решили этот вопрос очень просто - сформировали все вышеперечисленное в удобный комплект:

Задняя полка на Matiz

Из инструмента понадобится только крестовая отвертка.

Вот последовательность действий:

Кнопка крепления троса Матиз1. Отклеиваем заглушки из самоклейки на двери багажника, и в находящиеся под ними отверстия вставляем кнопки крепления тросика до щелчка.

2. Отклеиваем три аналогичных заглушки на колесной арке и ребре жесткости фонаря слева и справа соответственно.

3. Устанавливаем в скрывавшиеся под заглушкой квадратные отверстия клипсы крепления облицовки.

4. Выкручиваем один саморез, фиксирующий верхнюю часть облицовки левого подкрыльника, и два самореза, фиксирующих верхнюю часть облицовки правого подкрыльника. В отверстиях под данные саморезы клипсы уже установлены.

Полка Матиз5. ВАЖНО! Заводим длинные проушины облицовок задка (2) ПОД облицовки подкрыльников и фиксируем саморезами (1). Монтаж облицовки задка поверх облицовки подкрыльника не позволит установить полку (см. начало статьи).

6. Проверяем свободный ход ремней безопасности заднего сидения, протягиваем саморезы.

7. Вводим ось полки в пазы облицовок задка до упора, тросики полки фиксируем на кнопках крепления, установленных в дверь багажника.

На этом собственно и все, вся процедура установки занимает примерно 15-20 минут.

Желаем успешных опытов - задняя полка Matiz почти всегда имеется на нашем складе, будем рады помочь с ответами на вопросы, если таковые возникнут!

Также в одном из роликов канала Мир Матизов на YOUTUBE приведена подробная видео-инструкция по установке задней полки, желающих приглашаем ознакомиться: